Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В качестве одного из направлений в рамках психотерапии необходимо выделить когнитивную психотерапию. Основателями представленного вида выступают: Аарон Бек, Альберт Эллис и Джордж Келли. В рамках представленного направления анализируются способы восприятия человеком тех или иных ситуаций, а также процесс их обдумывания. Благодаря этому оказывается необходимая помощь при формировании у больного наиболее реалистичной точки зрения на происходящее, в том числе сформировать наиболее приемлемое поведение. За счет этого когнитивная психотерапия оказывает необходимую помощь больному в случае борьбы с существующими проблемными ситуациями.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Изменение индивидуального восприятия картины мира человеком осуществляется посредством перестройки процессов мышления. За счет этого формируются положительные изменения в жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что формирование поведения человека базируется на использовании когнитивно-бихевиорального направления, в том числе и на положительной оценке происходящих вокруг процессов. Процесс мышления имеет непосредственную связь с тем, как происходило обучение его использованию. В то же время точка зрения человека на самого себя, на окружающих и на жизнь в целом непосредственно зависит от способа мышления. Достаточно часто у людей наблюдается наличие отрицательного, в некоторых случаях ошибочного мышления, иными словами формируются неправильные представления. Результатом этого выступает формирование различного рода проблем.

В качестве одного из наиболее существенных установок когнитивной терапии является то, что мысли выступают в качестве определяющего момента при формировании и выражении чувств и поведения. Иными словами, оценка происходящих событий, эмоционального состояния и поступков человека осуществляется за счет мысли. В данном случае мысль представляет собой определенную интерпретацию того, что человек видит вокруг себя. В случае преобладания отрицательного толкования происходящего, терапевт предлагает наиболее положительное толкование происходящих событий.

Неконструктивные мысли представляют собой неточные выводы, которые не являются отражением происходящего, также они могут сильно искажать существенные события и факты. Также, выделяют такие понятия, как: «персонализация», в рамках которой человек относит на свой счет происходящие события, хотя фактически не имеет с ними никакой связи; «сверхобобщения» - предполагает формирование заключения на всю оставшуюся жизнь на основании несущественных фактов.

Другие виды когнитивных ошибок могут быть разделены на определенные виды, а именно:
  • произвольные выводы, которые представляют собой формирование выводов без каких-либо из подтверждений;
  • сверхобобщения представляют собой формирование масштабных поведенческих принципов на базе нескольких примеров. Они достаточно часто используются к несоответствующим фактам и ситуациям;
  • выборочные произвольные обобщения представляют собой интерпретацию событий в соответствии с устранение определенных составных частей из общего объема, при этом не используются другие наиболее существенные сведения;
  • преувеличение или преуменьшение – это формирование неправильной оценки событий, интерпретация его в качестве самого существенного по сравнению с реальной ситуацией;
  • персонализация представляет собой некоторую склонность выявлять в поведении, поступках других людей проявление критики или оскорбления;
  • максимализм, при котором события разделяются только на хорошие и плохие.
Рассмотренные случаи являются проявлением аналогичного мышления, что, свою очередь, является сферой функционирования когнитивного психотерапевта. За счет применения разнообразных методик осуществляется внедрение новых способов восприятия сведений в другом наиболее положительном виде. Рассмотрим общую схему, которая применяется в рамках когнитивной терапии.

Внешние события >> когнитивная система >> расшифровка (мысли) >> чувства или поведение.

Специалисты выделяют различные виды и степени мыслительного процесса, а именно:
  • произвольные мысли, которые подвергаются контролю, быстро выявляются;
  • автоматические мысли, являющиеся стереотипными, которые возникают у человека в период взросления и являются навязанными. Представленные мысли не подвергаются контролю со стороны положительного мышления. Каждый человек принимает их в качестве аксиомы;
  • изначальные способы поведения и когнитивные убеждения, иными словами те моменты, благодаря которым происходит установление глубинного мышления, в том числе образуется бессознательное, которые к тому же невозможно изменить. Все сведения, которые поступают, к человеку подвергаются анализу в соответствии с представленным видом мышления, далее формируются некоторые результаты и образуется модель поведения.
С какой целью используется когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Когнитивная психотерапия представляет собой четкой определенный алгоритм обучения, проведения экспериментов, осуществления тренировки, как с духовной точки зрения, так и с позиции поведения.

Благодаря этому оказывается помощь человеку при постижении следующих действий:
  • выявлять собственные отрицательные автоматические мысли;
  • определять связь между знаниями, возбуждением и поведением;
  • выявлять положительные и отрицательные стороны автоматических мыслей;
  • осуществлять поиск наиболее достоверных расшифровок для них;
  • способствовать определению и внесению изменений в нарушающие установки, за счет которых происходит искажение навыков и опыта.
Выделим основные этапы когнитивной коррекции:
  • выявление, признание фактического наличия автоматических мыслей;
  • выработка ключевой когнитивной темы;
  • признание обобщенных изначальных установок;
  • адресная инверсия посылок, в которых выявлены проблемы на более конструктивные;
  • фиксация конструктивных навыков поведения, которые формируются в результате сеансов лечебной терапии.
Наибольшая экспертность представленного вида терапии наблюдается у психически больных людей. За счет его использования существенно снижается проявление депрессивного состояния по сравнению с использованием лекарственных средств при лечении.

Перед началом терапевтических мер необходимо установить проблему, над которой необходимо поработать. Ключевым моментом является то, что задачей процедуры выступает не решение конкретной задачи, а внесение изменений в характеристику личности.

Рассматриваемый нами подход характеризуется наличием отличительных особенностей по сравнению с методами гуманистической психологии. Отличие заключается в деятельности исключительно со способом мышления. В рамках разбора проблемных ситуаций, специалист ориентируется на такие цели, как: выявить существующие проблемы, оказать помощь при распознавании мыслей, образов, чувств, анализировать смысловую сторону событий, в том числе вносить изменения не приспосабливаемой мысли и особенностей поведения.

Результатом терапии является возврат или же возникновение вместо нелогичных мыслей и чувство наиболее ясного и четкого представления событий, которые происходят в жизни. В рамках процедур специалист приучает человека к продуктивной мыслительной деятельности, в том числе наиболее часто использовать фактические данные, формировать имеющиеся сведения, осуществлять оценку существующих вариантов развития событий и осуществлять проверку полученных фактов. При этом могут быть использованы разнообразные способы контроля и сопоставления собственным мыслительным процессам со сложившимися автоматическими выводами.

Помимо использования практической проверки специалиста применяет другие методы ротации автоматических мыслей.

В большинстве случаев наиболее результативными методами являются следующие:
  • методика переоценки, в рамках которой предполагается, что реализуется сопоставление возможности влияния других причин определенных событий. Практические данные свидетельствуют о том, что люди, страдающие депрессивным синдромом и тревожностью, в большинстве случаев обвиняют себя в событиях, в том числе в появлении синдромов.
  • Децентрализация, или же осуществление деперсонализации процесса мышления используется в рамках осуществления деятельности с пациентами, которые испытывают сильное чувство акцентирования на них внимания окружающими и страдают из-за такого чувства. Наиболее ярким примером выступает социофобия. У таких людей сформирована, четкая уверенность в том, что они очень уязвимы к мнениям окружающих, что, в свою очередь, предполагает постоянную настроенность на отрицательные оценки.
  • Сознательное самонаблюдение. Пациенты, для которых характерно наличие высокого уровня тревожности, депрессивности, практически всегда склоняются к мнению о том, что контроль за их заболеванием осуществляют высшие силы. Реализация корректирующих мер уровня тревожности способствует пониманию у пациента того, что их приступа имеют различные стадии, а именно: начала, критическая точка и конец.
  • Декатастрофикация наиболее ярко проявляется при наличии тревожных расстройств. Результатом терапевтических мер является формирование у пациента понимания того, что любые явления и события характеризуются определенными временными рамками и автоматическая мысль о том, что ужасные события никогда не закончатся, пропадает.
  • Адресное повторение. Представленный метод предполагает моделирование наиболее предпочтительного поведения, неоднократное применения разнообразных положительных установок в практической деятельности. Результатом этого выступает существенный рост самоэкспертности.
  • Используемые методы деятельности подвергаются изменения по отношению к разновидностям проблемы у пациента. К примеру, у пациента может фиксировать в наибольшее степени не возникновение автоматического мышления, а наличие навязчивых образов. Это свидетельствует о том, что изменяется не мышление, а фантазия. В представленных случаях в рамках когнитивной терапии необходимо применять определенные способы завершения болезненных фантазий, а именно:
  • Методика завершения, в рамках которого происходит разрушение отрицательного образа;
  • Методика повторения, который предполагает рассмотрение фантазии большое количество раз, при этом он становится более реалистичным;
  • Использование метафоры, притчи, стихов в зависимости от темы терапии;
  • Преобразование воображения, при котором происходит планомерный переход к положительному образу посредством изменения отрицательного;
  • Положительное воображение, при котором осуществляется замена негативного образа на положительный и оказывает эффект релаксации.
Деятельность когнитивных терапевтов применительно к пациентам с депрессией предполагает использование такого принципа, как: мысли оказывают влияние на чувства и состояние человека.

Появление депрессивного состояния у человека связано с тем, что у человека появляются мысли о его ничтожности и о том, что никто его не любит. Улучшение состояния человека достигается за счет придания мыслям большей реалистичности и обоснованности.

Развитие депрессии у человека связано с наличие трех основных отрицательных категорий восприятия мира, а именно:
  • отрицательное восприятие настоящего, в рамках которого предполагается что, несмотря на происходящие события, депрессивный человек акцентирует внимание на негативных факторах;
  • безысходность применительно к будущему, при моделировании будущего человек отмечает только негативные явления;
  • низкий уровень собственного достоинства, при котором человек рассматривает себя с позиции несостоятельного, недостойного и слабого.
Несмотря на то, что процесс когнитивной терапии характеризуется отличной структурированностью, терапевту необходимо быть максимально гибким и способным использовать нестандартные меры.

КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Бесплатная консультация