Центры анализа и принятия решений в мозге: как мы принимаем решения и что мешает видеть очевидные
Как мы принимаем решения
А как принимаете решения Вы? Действуете ли Вы импульсивно, поддавшись мимолетным эмоциям? Или долго обдумываете каждый Ваш шаг, составляя списки «за» и «против»? Или спрашиваете мнения Ваших родных и близких и позволяете им принимать серьезные решения за Вас? Или, может, полагаетесь на Вашу «развитую интуицию»?
Попробуем разобраться в этих сложных процессах с нейроанатомической точки зрения и также рассмотрим, какие механизмы позволяют (или заставляют) человека принимать рискованные и самодеструктивные решения.
Любопытство не порок
Вновь вернемся к нашим центрам подкрепления (они же - удовольствия), общие принципы работы которых мы рассматривали в предыдущей статье. Структуры, относящиеся зоне подкрепления находятся в толще, в глубине головного мозга и эволюционно являются очень древними образованиями, отвечающими за базовые функции отбора наиболее успешных, выигрышных, субъективно приятных поведенческих стратегий, их запоминания и закрепления на протяжение своей жизни.
Так же эти зоны отвечают за реализацию еще одной нашей базовой потребности – поиск новизны. Именно эти структуры подталкивают нас к приобретению нового опыта и новых знаний, к смене обстановки и завязыванию новых знакомств, поискам новых чувственных ощущений и, зачастую, к экспериментам с запрещенными веществами. Наши любопытство и любознательность -несомненно важные черты, в том числе и в эволюционном плане – с другой стороны могут завести нас достаточно далеко.
При этом есть люди, которые легко принимают рискованные решения, и есть люди, которые предпочитают лишний раз «не переступать черту».
Почему мы так по-разному определяем и оцениваем потенциальную опасность наших действий?
Центры принятия решения против центров удовольствия
Поскольку в природе все предусмотрено и уравновешено, логично ожидать, что своеобразный «противовес» должен быть и у наших центров удовольствия. Эволюционно он появляется значительно позднее, и, в отличие от центров удовольствия, располагающихся в толще мозга, данная зона находится на поверхности мозга и является частью неокортекса (или новой коры).
Зона, которая нас интересует отвечает за рациональность, исполнительность, анализ рисков и выигрыша и процессы долгосрочного планирования. Эта зона находится в префронтальной коре. Именно здесь происходит (если он происходит) анализ совершаемых или планируемых поступков и их оценка с точки зрения немедленного получения результата или отсроченного, но более крупного выигрыша. Т.е. получу ли я синицу в руках или журавля в небе.
Здесь большое значение имеют и культуральные особенности – так, например, у нас распространено понятие «живем один раз», «наша жизнь настолько непредсказуема, что все равно не знаешь, от чего умрешь» и проч.
Это все достаточно распространённые отговорки, чтобы не задумываться об отдаленных последствиях своих рисковых решений.
К сожалению, у большинства людей срабатывает стратегия «немедленного выигрыша», т.е. доминируют более эволюционно древние, глубинные и примитивные структуры, которые и созревают раньше, и быстрее включается в процесс принятия решений, чем аналитические зоны, которым требуется некоторое время «на раскачку».
Нейромаркетинг против префронтального кортекса
Эффект «немедленного выигрыша» очень успешно эксплуатируют маркетологи, кредитные организации т ритейлеры, призывая купить нас то, что нам на самом деле не нужно, лишь потому что «только сегодня только для вас действуют суперскидки», не давая нам буквально опомниться и запустить наши аналитические зоны.
Наш мозг очень болезненно относится к потенциальным потерям и данную идею, что «мы можем что-то упустить или потерять» широко используют в нейромаркетинге.
У маркетологов есть четкое правило «ограничение времени действия акции/скидки» чтобы мы поторопились принять решение нашей «подкоркой».
Психоактивные вещества (ПАВ) против префронтального кортекса
Вернемся к ситуации употребления ПАВ. То, как люди балансируют между долгосрочными и краткосрочными наградой и наказанием, является важным фактором того, как они относятся к злоупотреблению субстанциями или поведенческим компульсиям (компульсивное переедание, шоппинг, в том числе он-лайн шоппинг). Если люди рассуждают о риске потребления алкоголя примерно в следующем ключе: «Хорошо, ты можешь выпить, но потом ты можешь лишиться водительских прав или получить проблемы на работе, дома», это значит, что они запустили программу анализа своего поведения несколько дальше выпитой рюмки спиртного.
Но большинство, к сожалению, рассуждает так: «лучше я выпью сейчас, а о дальнейших проблемах подумаю по мере их поступления» и выбирают удовольствия здесь и сейчас, несмотря на то что могут получить от этого проблемы.
Такие люди недооценивают долгосрочные риски и переоценивают краткосрочные выгоды. Почему же мы принимаем такие неверные недальновидные решения?
Что мешает нам принимать очевидные решения
В людях как правило сосуществуют два полуавтономных «Я» - благоразумный аналитик, планировщик и эмоциональный или компульсивный деятель. Их активность определяется нашим эмоциональным состоянием. Соответственно планировщик отвечает за взвешенные долгосрочные решения в спокойном – «холодном» состоянии и должен бороться с активным импульсивным, подверженным соблазнам деятелем, который активизируется в провокационных, эмоциональных, так называемых горячих ситуациях.
Зачастую мы не осознаем этой борьбы, однако она происходит у нас каждый день, начинаясь, у некоторых, с раннего утра, когда мы пытаемся дотянуться до будильника или телефона, но продуманный планировщик с вечера поставил его подальше, чтобы утром до него нельзя было дотянуться. Это пример конструктивной борьбы. Но бывает, что аналитик недооценивает разрушающую силу деятеля, когда тот оказывается в триггерной горячей ситуации.
Так, например, шопоголик, идущий на распродажу «посмотреть, нет ли скидки на определенный товар» гарантированно вернется с кучей ненужных покупок, а человек, неравнодушный к алкоголю, собравшийся на вечеринку с твердым намерением пить там только сок тоже скорее всего не сдержит данного себе слова.
Таким образом наша задача – укрепить позиции аналитика в холодном состоянии.
Шопоголик может взять с собой лишь определенную сумму наличностью и оставить карту дома. А человеку с проблемным алкогольным поведением лучше и вовсе избегать питейных заведений (равно как и вино-водочных отделов в супермаркетах), если же это по каким-либо причинам невозможно может выпить накануне вечеринки противоалкогольный препарат.
Также важным фактором принятия нежелательных решений являются автоматизмы и бездумное, машинальное поведение. Так, например, одно из наиболее бездумных действий – прием пищи, если вы параллельно смотрите телевизор, читаете или зависаете в телефоне.
Почему подростки отличаются высокорискованным поведением?
Наши высшие корковые структуры и, соответственно, аналитические способности полностью созревают с возрастом (одна из составляющих опыта, мудрости).
Мозг подростка имеет незрелый неокортекс, однако, вполне созревшую систему вознаграждения, таким образом юный мозг как бы настроен на поиск и поглощение удовольствий без малейшей возможности их анализа и контроля. Т.е. в силу незрелости контролирующих мозговых структур начало злоупотребления ПАВ в подростковом возрасте чревато злокачественным течением, т.к. подросток нейрофизиологически не в состоянии полностью оценивать риски и последствия своих привычек (таким образом ограничение продажи алкоголя по возрасту имеет четкие нейрофизиологические основания!).
Под воздействием ПАВ развитие этих зон затормаживается и человеку уже и в зрелом возрасте сложно контролировать свое импульсивное поведение.
Более того, у ряда молодых людей, злоупотреблявших метамфетаминами по данным фМРТ (это способ, оценивающий уровень метаболизма глюкозы и соответственно активность конкретной мозговой зоны) активность префронтального кортекса была заметно снижена, что клинически выражалось во-первых, трудностью решения определенных аналитических тестовых заданий, во-вторых, быстрым рецидивированием после выхода из лечебной программы.
Вопрос, что в данной ситуации является первичным – повреждающее действие психостимуляторов или изначально невысокая активность центра принятия решений, остается открытым.
В любом случае нам необходимо помнить, что для «включения» аналитических зон (которые имеются у каждого!) требуется определенное время, после чего, в «холодном состоянии» нам будет проще проанализировать наши желания и прихоти на предмет того, являются ли они нашими истинными потребностями, или они продиктованы низшими подкорковыми структурами и мы, не включая кору, идем у них на поводу.
Подготовила врач психиатр-нарколог Юлия Михайловна Шайдеггер, врач психиатр-нарколог, Член EPA (European Psychiatric Association), научный сотрудник в Национальном научном центре наркологии - филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» г. Москва.
Бесплатная консультация