Трансакционный анализ Эрика Берна
Представленный подход оказывает существенную помощь в рамках использования психотерапевтических методов большого количества общественных нарушений, в том числе с целью лечения болезней психосоматики.
Реализация современного трансактного анализа предполагает изучение теоретических аспектов личности, осуществлении коммуникаций, исследования сложных систем и организаций, теоретических основ развития ребенка. В рамках опытного использования, он выступает в качестве совокупности мер по исправлению отдельного человека, семьи и разнообразных групп.
По мнению Берна, для характеристики структуры личности необходимо использовать три различных состояния «Я», а именно: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый». Рассмотрим более подробно каждый из них.
Состояние «Родитель» представляет собой состояние, характеризующееся наличием разумных норм обязанностей, требований и запретов. Формирование представленного состояния осуществляется в соответствии со сведениями, которые ребенок получает в детском возрасте от родителей и других людей, обладающих авторитетом. Помимо этого представленное состояние включает в себя определенные модели поведения, нормы, запреты, нормы того, каким образом лучше себя вести и каким нежелательно. Проявление такого состояния выступает две основные категории: контролирующий, выражаемый в установлении запретов и ответственности; заботящийся, которые дает дельные советы, поддерживает и опекает. В состав наиболее характерных высказываний в данном случае необходимо отнести: «Можно», «должно», «ни за что» и др. В случае блокировки или отсутствия деятельности представленного состояния человек теряет этические нормы и моральные установки.
Состояние «Ребенок» представляет собой эмоциональное состояние, проявление которого осуществляется в двух основных видах, а именно:
- в виде «естественного ребенка», при котором наблюдаются все проявления, наиболее близкие для ребенка, в том числе: доверчивость, увлеченность, у человека формируется состояние теплоты и обаяния. Параллельно с этим имеются такие проявления, как капризность, обидчивость, упрямство и агрессивность;
- в качестве «адаптированного ребенка», при котором поведение формируется таким образом, что соответствует основным ожиданиям и требованиям родителей. Наиболее характерными чертами в данном случае выступают: чувство стыда, робость и неуверенность. Противоположным проявлением является «бунтующий ребенок», который идет против своих родителей.
Состояние «Взрослый» предполагает наличие способности человека формировать адекватную оценку реальности в соответствии со сведениями, которые формируются на основании индивидуального опыта, благодаря которому создаются независимые, обоснованные решения. Развитие представленного состояния у человека может происходить в течение всей жизни. Формирование состава слов представленного состояния осуществляется без сомнений к действительности и состоит из основных понятий, благодаря им, возможно, формировать адекватную оценку действительности. У тех, для кого в наибольшей степени, характерно представленное состояние, доминирующими являются рационализм и объективность.
В случае блокирования представленного состояния и его дисфункции, человек начинает жить прошлыми моментами и не может формировать адекватной оценки окружающего мира. В связи с этим происходит колебание между такими состояниями, как «ребенок» и «родитель».
Каждое из представленных состояний характеризуется своим проявлением. Так. «Родитель» - это преподнесенная жизненная концепция, «Ребенок» - жизненная концепция, проявляемая через чувства, «Взрослый» - жизненная концепция, формируемая за счет процесса мышления, основанием которой выступает формирование и проведение анализа сведений. Согласно Берну, состояние «Взрослый» является своеобразным судьей для двух других состояний. Благодаря ему осуществляется анализ сведений, сформированных в двух других состояниях, и осуществляется выбор самого предпочтительного поведения при существующих обстоятельствах. В данном случае основным направлением коррекционной работы является осуществление разработки непрерывного взрослого образа действий, ключевой целью, которой выступает выражение «будь всегда взрослым». Кроме того, Э. Берн применяет специализированную терминологию, используемую для отражения событий, характерных для людей в рамках коммуникации.
«Игра» - это поведенческий стереотип, который является фиксированным и не осознается до конца. При этом личность всеми способами старается избежать близости за счет использования манипуляций в поведении. Близость представляет собой бескорыстный чувственный обмен, при котором не могут быть манипуляции. Игра – это продолжительный перечень действий, которые представлены следующим: слабость, ловушку, ответ, удар, расплату и вознаграждение. Каждое из представленных действий неразрывно связано с наличием конкретных чувств. В большинстве случаев игра затевается с целью формирования некоторых чувств.
Сопровождающими частями игры выступают своеобразные поглаживания, их количество на начальных стадиях превышает количество ударов. Увеличение количества ударов и поглаживаний зависит от уровня развития игры.
В рамках игры существуют три основные степени, а именно:
- наибольшее распространение игры 1 степени получили в обществе, они не имеют каких-либо пагубных последствий и прячутся;
- игры 2 степени характеризуются скрытостью, их наличие не формирует неисправляемый ущерб, однако, не находит отклика от общественности;
- игры 3 степени больше всего подвергаются критике, общество всеми силами старается их скрыть, формируется пагубный результат для проигравшей стороны.
Психологическая игра – это группа последовательных трансакций, при которых наблюдаются наличие конкретного прогнозируемого конца, имеющего скрытую мотивацию. Конечным результатом или выигрышем в данном случае является конкретное эмоциональное состояние, являющееся конечной целью для игрока.
«Вымогательство» представляет собой некоторый способ поведения, благодаря ему происходит реализация людьми наиболее привычных установок, посредством формирования негативных чувств, как будто требуя собственным поведением от других людей, чтобы они успокаивали. Представленное чувство является тем, что, в конечном итоге, инициатор достигается в конце игры. «Запреты и ранние решения» - это ключевые понятия, которые являются некоторым посланием, передача которого происходит в детском возрасте от родителей. Представленные моменты могут быть сопоставлены со стабильными поведенческими моделями. Ответной реакцией на представленные установки является принятие ребенком определенной формулы поведения, формирование которой осуществляется на основании запретов.
«Сценарий жизни» представляет собой определенный план жизни, который является своеобразной постановкой, которую придерживается личность.
В ее состав необходимо включить следующие моменты:
- посылы родителей, выражаемые в виде социальных норм, запретов и правил. Благодаря родителям у детей формируется такие моменты, как план жизни, в том числе они могут затрагивать следующие стороны: выбор профессии, семейная жизнь, образование и отношение к религии. В данном случае сценарий делятся на такие виды как: конструктивный, деструктивный и непродуктивный;
- ранние решения, являющиеся ответной реакций на установки родителей;
- игры, благодаря которым происходит осуществление наиболее ранних решений;
- вымогательства, за счет которых происходит оправдание наиболее ранних решений;
- ожидания и планы о том, каким образом может завершиться жизненный сценарий.
В состав трансактного анализа необходимо включать следующие составные части:
- структурный анализ, в рамках которого анализируется личность;
- анализ трансакций, который предполагает осуществление как устного, так и письменного сотрудничества людей;
- анализ психологических игр, скрытых трансакций, благодаря которым формируется наиболее предпочтительный результат, а именно – получается выигрыш;
- анализ сценария конкретного плана жизни, которого придерживается человек.
Помимо этого, в состав цели необходимо отнести формирование у пациента независимости от автономности, исключения чувства принуждения, включение в реальность без каких-либо игр. В качестве конечной цели при этом необходимо отметить формирование автономной личности, построение своей судьбы самостоятельно, нести ответственность за совершаемые поступки и переживаемые чувства.
Основные требования и ожидания от пациентов. Формирование контракта в рамках осуществления трансактного анализа выступает в виде главного условия деятельности. Ключевыми составными частями контракта являются: цели, сформированные клиентами; пути достижения представленных целей; рекомендации по осуществлению взаимодействия, разработанные психологом; перечень основных требований к клиенту, которые он обязан выполнять. Неотъемлемым моментом является то, что клиент принимает самостоятельное решение о том, что какие конкретные чувства, эмоции и убеждения он намерен изменить для достижения конечной цели. Благодаря контракту формируется обоюдная ответственность, а именно – клиент и психолог оба несут ответственность за свои действия. Бесплатная консультация