Почему мы принимаем неверные решения?

В каждом из нас, как правило сосуществуют два полуавтономных «Я»: первый - это благоразумный и продуманный аналитик и планировщик, и второй - эмоциональный и компульсивный «деятель», совершающий поступки, заставляющие нас в последствии страдать, раскаиваться, заниматься самообвинением и обещать «что этого никогда не повториться!» и …повторять этот замкнутый поведенческий цикл вновь и вновь.

 

Чем определяется активность наших «Альтер эго»?

47694738_ml.jpgАктивность наших «Альтерэго» определяется прежде всего нашим эмоциональным состоянием. Соответственно «планировщик» отвечает за взвешенные долгосрочные решения в спокойном – «холодном» состоянии и борется с активным импульсивным, подверженным соблазнам «деятелем», который активизируется в провокационных, эмоциональных, так называемых «горячих» ситуациях.

Зачастую мы не осознаем этой незримой борьбы, однако она происходит у нас каждый день, начинаясь, у некоторых, с раннего утра, когда мы пытаемся дотянуться до будильника или телефона, но продуманный «планировщик» с вечера поставил его подальше, чтобы утром до него нельзя было дотянуться и выключить. Это пример конструктивной борьбы. Но зачастую «аналитик» недооценивает разрушающую силу «деятеля», когда тот оказывается в триггерной, «горячей» ситуации.

Так, например, шопоголик, идущий на распродажу «посмотреть, нет ли скидки на определенный товар» гарантированно вернется с кучей ненужных покупок, а человек, неравнодушный к алкоголю, собравшийся на вечеринку с твердым намерением пить там только сок, тоже скорее всего не сдержит данного себе слова. Таким образом наша задача – укрепить позиции «аналитика» в холодном состоянии и продумать, все возможные шаги по сдерживанию «деятеля» в провоцирующих ситуациях.

Так, например, шопоголик может взять с собой лишь определенную сумму наличностью, оставив карту дома.   А человеку с проблемным алкогольным поведением лучше и вовсе избегать питейных заведений (равно как и вино-водочных отделов в супермаркетах), если же это по каким-либо причинам невозможно - то накануне вечеринки принять, например, противоалкогольный препарат.

 

Другие факторы принятия нежелательных решений

Также важным фактором принятия нежелательных решений являются автоматизмы и бездумное, машинальное поведение. Так, например, одно из наиболее бездумных действий – прием пищи, когда вы параллельно смотрите телевизор, читаете или зависаете в телефоне, не замечая вкуса, и главное – количеств съеденного! Или частый пример из «курилок» - когда коллега, не планировавший перекур, идет со своими сослуживцами на перерыв, и, «за компанию», машинально также закуривает.

В любом случае ученые призывают нас внимательно анализировать наши желания и прихоти на предмет того, являются ли они истинными потребностями или автоматизмами, или сиюминутными компульсиями, продиктованными нашими низшими подкорковыми структурами, и мы, не включая «кору» идем у них на поводу.


Подготовила врач психиатр-нарколог Юлия Михайловна Шайдеггер, врач психиатр-нарколог, Член EPA (European Psychiatric Association), научный сотрудник в Национальном научном центре наркологии - филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» г. Москва



« назад